Фитотерапия в педиатрии

 

Интерес к фитотерапии в последние годы возрос. Возврат к фитотерапии  в  век всемогущей химии парадоксален. Но это не случайность.
Появился ряд обстоятельств, подтверждающих целесообразность древнего метода лечения наряду с други­ми методами народной медицины, получившими в по­следние годы права гражданства. Назовем лишь не­сколько проблем: лекарственные болезни, профилакти­ка и лечение аллергических заболеваний, возможности широкого использования лекарственных растений для профилактики обострения хронических заболеваний, а также большие перспективы изучения и использования их в клинике.
Часто не обоснованное применение химиотерапевтических препаратов приводит к развитию многообразных осложнений в организме ребенка. Частота лекарственных осложнений у детей составляет около 7%. Не обоснованное, не контролируемое применение жаропонижающих средств, антибактериальных и других препаратов нередко вызывает появление у ребенка разнообразных осложнений. При этом во многих случаях для лечения больного необходим лишь покой, рациональное питание и питьевой режим, симптоматическое лечение, включающее фитотерапию, а также время.
На консультативные приемы постоянно направляют детей, страдающих хроническими болезнями и имеющих непереносимость ко многим лекарствам.
Во многих случаях только фитотерапия может оказать положительный эффект и способна уменьшить осложнения химиотерапии. Лекарственные растения обладают способностью к выведению токсических веществ и продуктов метаболизма за счет диуретического действия большинства из них, они могут повышать антиток­сическую функцию печени, стабилизируют мембраны клеток желудочно-кишечного тракта, обладают антиоксидантным я другим действием.
В литературе нет определенных сведений о частоте осложнений от применения лекарственных растений. По мнению зарубежных фитотерапевтов, они минимальны для большинства растений, включенных в фармакопею. По нашим данным, частота лекарственных осложнений у детей при лечении растениями не превышает 0,5%, при этом мы ни разу не имели тяжелых осложнений. Хотя настороженность должна быть. Описываемые в литературе случаи отравлений связаны с использова­нием сильнодействующих и ядовитых растений, которые не должны применяться в детской практике.
Большинство больных детей, направляемых из лечеб­но-профилактических учреждений для проведения фито­терапии, — это пациенты с аллергическими заболева­ниями, которые длительно и безуспешно лечились обще­принятыми методами химиотерапии. Родители многих из них прошли длинный путь спасения своего ребенка, неоднократно и безуспешно обращались к педиатрам для получения рекомендаций по фитотерапии. К сожа­лению, многие врачи были некомпетентны в этом во­просе.
До сих пор сохраняется мнение, что применение ле­карственных растений у детей с аллергическими забо­леваниями противопоказано. Наш опыт позволяет по иному взглянуть на эту проблему и предвидеть перс­пективы в изучении и использовании фитотерапии. Во­прос этот, правда, не простой.
В 1984 г. в Киото (Япония) состоялся XVII Международный конгресс терапевтов, на котором были пред­ставлены доклады по лечению бронхиальной астмы сбо­рами лекарственных растений. Это свидетельствует о большом интересе врачей к фитотерапии, тем более что народная медицина традиционно использовала травы для лечения бронхиальной астмы у взрослых и детей.
Использование фитотерапии в проблеме неизлечимых болезней (в частности, онкологических) также может приобретать определенное значение. В настоящее вре­мя фитотерапия не имеет эффективных способов лече­ния этих заболеваний, но она способна оказать поло­жительное действие: уменьшить токсическое действие химиопрепаратов, нормализовать функции органов и систем, повысить общую иммунобиологическую защиту. Следует заметить, что из растений получены многие препараты для лечения злокачественных заболеваний (винкристин, колхицин и др.).
Фитотерапия заслуживает внимания и в плане ее использования для профилактики острых заболеваний и реабилитации больных с хронической патологией. Вни­мание врачей пока привлечено больше к лечению, чем к профилактике заболеваний. Необходима активизация мер профилактики с осуществлением комплексной про­граммы, включающей решение экологических проблем, рационального труда, отдыха, питания, широкого ис­пользования физкультуры, закаливания и т. п. Здесь имеются возможности и для использования фитоте­рапии.
Лечение растениями выдержало длительную много­вековую проверку в клинике. Могучий инстинкт жизни, а потом и эмпирические навыки помогли человеку най­ти нужные целебные травы, определить доброкачествен­ность природных пищевых продуктов задолго до знания их химического состава. Это древнейший, но не уста­ревший способ лечения. Широта терапевтического дей­ствия, минимальное побочное действие, богатство хими­ческого состава растений постоянно привлекали внима­ние ученых. Задача сегодня состоит в изучении расте­ний на современном уровне знаний.
Сложность применения фитотерапии заключается в том, что далеко не всегда известно действие лекарствен­ных растений на молекулярном уровне (в сравнении с химиотерапией, когда механизм действия препаратов изучен более тщательно).
Медицина должна изыскивать средства для лечения той или иной болезни, иной раз не дожидаясь, пока нау­ка установит причины и природу заболевания, а также природу целебной силы лекарственного растения. Еще Гиппократ учил, что врач не должен отказываться от применения полезного лекарства лишь только потому, что он не знает механизма его действия.
Назначая лекарственные растения для лечения де­тей мы придерживаемся следующих правил:
1.  Лекарственные растения следует назначать ребен­ку индивидуально с учетом   их   терапевтического дей­ствия.
2.   При назначении фитотерапии необходимо учиты­вать не только основное, но и сопутствующие заболе­вания.
3.  В начале лечения целесообразно использовать от­дельные лекарственные растения или сборы из 2—3 ра­стений, а в дальнейшем (особенно при хронических за­болеваниях) сборы сложного состава.
4.  Принцип составления сборов для детей сохраняет­ся общепринятый — по терапевтической   целесообраз­ности.
5.  Лечение лекарственными растениями требует дли­тельного периода их применения, особенно в случаях хронического течения заболевания.
6.  При хронических заболеваниях необходимы   про­филактические курсы фитотерапии, которые назначают­ся в периоды сезонного обострения заболевания, а так­же после интеркурентных заболеваний  (особенно ост­рых респираторных и детских инфекций).
7.  При назначении фитотерапии следует обязатель­но уточнить анамнез о возможной ранее непереносимо­сти некоторых растений (особенно у детей с аллергиче­скими заболеваниями),  Необходим  контроль за лечением и в плане оценки его эффективности, а также воз­можных реакций.
8. При появлении клинических симптомов непереносимости лекарственного растения (тошнота, рвота, зуд, расстройство стула) его применение следует прекра­тить.
9. В детской практике нельзя использовать сильно­действующие лекарственные растения, а также те, ко­торые в больших дозах могут вызвать токсическое дей­ствие (например, высокие концентрации и длительное применение травы багульника, пижмы, зверобоя).
10. Использование фитотерапии требует от педиатра знания основ терапевтического действия каждого лекар­ственного растения, его дозировку и побочный эф­фект.